Казань.
На главную
Новости
История города
Эмблемы
Виды Казани
Достопримечательности
Культура
К 1000-летию
Абитуриентам
От автора сайта
Развлечения
Гостевая


Казанский Кремль - жемчужина мировой культуры

.
Казанский Кремль - гордость столицы Татарстана, ее важнейший градостроительный объект. В камне его сооружений мы найдем следы всех эпох, труды многих поколений зодчих, напластования столетий. Господствуя над всем историческим центром города, он символизирует славное прошлое татарской столицы, значимость ее культурных традиций, бережное отношение власти к истории края.

Уже издали, с просторов Волги рисуется на фоне неба затейливый силуэт древней казанской цитадели, раскинувшейся на обрывистом берегу Казанки. Уже в 10 - начале 11 веков здесь стояла небольшая, но мощная дерево-земляная крепость, которую волжские булгары, искусные строители, заменили в двенадцатом столетии на каменную. После монгольского нашествия крепость пролежала в руинах вплоть до 15 века, когда хан Золотой Орды Улуг-Мухаммед, основав здесь новое независимое государство, отстроил заново древний Керман и сделал его своей резиденцией.
Татарская столица, раскинувшаяся вокруг высокого мыса Казанки, была одним из красивейших городов Поволжья. Здесь размещались правительство и религиозные лидеры государства, а в северной части возвышалась Ханская цитадель с площадью перед ней. Окруженный несколькими стенами на разных уровнях, стоял высокий трехкупольный дворец, окруженный многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками, - с садом, гаремом, баней. На внешнем дворе на краю террасы стояла Ханская мечеть, где были похоронены казанские правители, другие монументальные здания. Силуэт Кермана украшала восьмибашенная мечеть, впоследствии образно воспроизведенная на Красной площади в Москве в честь завоевания Казани (храм Василия Блаженного). Весь этот ансамбль на первых порах в почти неизменном лег в основу русского Кремля, который почти точно повторил татарскую крепость; его стены лишь слегка отошли от прежних на его южной границе.
С приходом русских прежний градостроительный замысел, когда-то гениально осуществленный безвестными булгарскими зодчими, сохранился почти в неизменности и получил дальнейшее развитие, - но уже в новых формах. Псковские мастера полностью сохранили всю фортификационную схему казанского Кермана и лишь заменили ее деревянные стены на кирпичные и переделали часть башен. Сохранилось местоположение дворца правителя и священных зданий, главных проездных ворот с расходящимися из них дорогами-улицами. Главные мечети крепости оказались переделанными в церкви. Казанский Кремль слыл одним из наиболее неприступных в средневековой Руси, вобрав в себя достижения градостроительного искусства татарских, русских и, возможно, западноевропейских зодчих. Он накрыл собою овеянную славой старую татарскую крепость, выдержавшую к тому времени не одну неприятельскую осаду и из под стен которой не раз с позором уходили войска русского царя, - пока он не воспользовался услугами предателей внутри самого казанского государства.
Изначальный замысел проступает и сегодня сквозь псковские формы и барокко, ранний и поздний классицизм кремлевских сооружений. Поздние постройки в известной мере не просто развили средневековые принципы организации пространства, заложенные еще булгарами, но в ряде случаев и символически оформили их путем прямого использования татарских архитектурных приемов и мотивов - к примеру, в конструкциях Благовещенского собора, на фасадах башни Сююмбике или в образе Спасских проездных ворот. Таким образом одним из непременных компонентов кремлевского ансамбля, одним из законов его эволюции является его татарская составляющая, в разные времена обретавшая различные формы. Появление мечети Кул-Шариф и других объектов в будущем - лишь дальнейшая материализация этого закона.
Критерий ценности каждого исторического объекта определяется тремя основными параметрами: уникальностью, подлинностью и древностью составляющих его элементов.
УНИКАЛЬНОСТЬ Кремля бесспорна. Это единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти; единственная в России сохранившаяся татарская крепость, сохранившая основы первоначальной градостроительной идеи (основы планировки, градостроительную композицию, функциональную организацию комплексов); продукт взаимодействия различных градостроительных и архитектурных культур: булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской, современной татарской. Кроме того, это наиболее северо-западная точка распространения исламской культуры в мире и самая южная точка распространения памятников псковско-новгородского стиля в России (стены и башни Кремля, Благовещенский собор). В памятниках Кремля читается концептуальный синтез татарского и русского архитектурного стилей (башня Сююмбике, Благовещенский собор, Спасская башня).
ПОДЛИННОСТЬ И ДРЕВНОСТЬ ансамбля Казанского Кремля. О древности комплекса свидетельствует прежде всего его более чем тысячелетняя история.
Этого было бы недостаточно, если бы современный ансамбль крепости не сохранил в себе ПОДЛИННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ названных исторических этапов его развития. Ряд важнейших параметров ансамбля Казанского Кремля оказывается памятником градостроительного искусства дорусского времени. В их числе местоположение, элементы фортификации, основа планировки и композиции, функциональные взаимосвязи комплексов, размещение важнейших доминант, элементы внешней архитектуры и художественного образа. В структуре крепости сохранились и подлинные элементы дорусской эпохи: каменная Северная (Ханская) башня, предположительно Тюменские (Преображенские) ворота, фундаменты и цокольные части участков стен. Все это позволяет сделать вывод о том, что Казанский Кремль является памятником булгаро-татарского средневековья, реконструированным в русское время с сохранением ключевых характеристик.
Кремль - уникальный памятник средневекового градостроительного искусства - но не только. Здесь всегда размещалась власть: и сегодня, когда древняя крепость стала центром государственности Татарстана, ее значение и требования к ней как к архитектурному ансамблю возрастают многократно. Это должен быть и музей отечественной истории, и архитектурный заповедник, и живое олицетворение современного развития нашей государственной культуры. И, разумеется, - украшение города.

...Назад Далее...



Информация взята с сайта http://www.kermen.taflex.ru/





m3x.ru - магазин, где покупают мечту ...



Rambler's Top100 AllBest.Ru Города и Регионы TopCTO Регионы Рейтинг realidea.ru Рейтинг realidea.ru
Сайт создан в системе uCoz